Султан Ваис — самое популярное святое место

Султан Ваис — самое популярное святое место

13
0

Среди множества хорезмийских святых всех рангов никто немог сравниться по степени популярности, воздействия на сознание верующих людей с Ваисом аль-Карани или же у хорезмских почитающих – Султан-бобо.

Свидетельством многовекового почетания Султан Ваиса является то обстоятельство, что единственный в низовьях Амударьи горный хребет носит имя этого святого – Султануиздаг или Султан-Ваис-даг, т.е. горы Султан Ваиса. Именно здесь, на южном склоне хребта, в значительном отдалении от населенных пунктов, и был расположен основной центр культа святого – святилище Султан-бобо. Это купольное строение, какими по большей части представлены мазары – усыпальницы святых, это целый комплекс культовых строений, в который входит и сама усыпальница, и мечеть, и расположенный поблизости мазары и мавзолеи.

В стране уделяется большое внимание  сохранению  памятников древнейшей истории народа, представляющих духовную  и  материальную  ценность. Правительством страны принят ряд  постановлений , направленных на  охрану и бережное отношение в том числе и национальных святынь.

 Мемориальный памятник XVII-XIX вв. «Султан Увайс Баба расположен на территории Берунийского района Республики Каракалпакстан. Название комплекса связывают с  именем Увайса ал-Карани, который, согласно преданию, был одним из последователей пророка Мухаммада и жил во время четвертого халифа  Али ал-Муртада (ум. В 651).

 Его полное имя Увайс ибн Омир ибн Жуз ибн Малик ибн Амр ал-Муроди ал-Карани. Согласно легенде, он проживал в селении Карайн в Йемене. Отсюда его второе имя — Увайс ал-Карани. Он родился в 625 г, в возрасте 32 лет пал в бою при Сифре, сражаясь в рядах войска Халифа Али против войск Муавии. Был погребен в селении Софа в Сирии. Его захоронение на описываемом комплексе, очевидно, символическое.

 По преданиям, изложенным преимущественно в суфийских источниках, ал-Карани не видел самого Пророка, однако тот однажды явился к нему во сне и наставил на путь Истины. С тех пор традиция «наставление Пророка» или другого святого лица во сне называется по имени ал-Карани: «Увайси», то есть получение ислама духовного наставления Пророка или авторитетов ислама без непосредственного контакта с первоучителями. Например, знаменитый эпоним братства Накшбандийа Баха’ ал-Дин Накшбанд тоже почитался как «увайси», поскольку получил назидания в видениях от самого основателя братства ‘Абд ал-Халика ал-Гидждувани (ум. в 1220). Существовало суфийское братство «Увайсийа». Видимо, этот комплекс связан с именем одного из предводителей этого братства и позже стал отождествляться с именем самого Увайса ал-Карани.

 Трудно сказать, в какое время появилась нынешняя символическая могила Султана Увайс Баба. Существует мнение, что первое сооружение было построено во времена Султана Мухаммада Хорезмшаха, однако было разрушено во времена нашествий войск Чингис-хана. В 1806 году хивинский хан Елтезер строит новое здание. Последнее строительство надмогильного мавзолея относят к хивинскому хану Аллакули (1820-1846). Легенда гласит, что он, возвращаясь из Оренбурга в Хиву, остановился на ночлег поблизости мазара Султан Баба. Ему во сне приснился Султан-Вайс, который предрек ему ханский трон через неделю по возвращении на родину. Проснувшись, он увидел пастуха и спросил у него, что за местность и кто тут поблизости захоронен? Пастух ответил, что его отец поведал ему о святом Султан Вайс Баба, могила которого должна быть поблизости. Юноша сказал, что его стадо избегает одно место, наверняка, это и есть место захоронения святого. Аллакули возвращается в Хиву и через неделю умирает его отец. Аллакули становится Хивинским ханом. Тогда он вспоминает о вещем сне и строит гробницу на том месте, на которое указал пастух.

 Результаты исследований ученых показали, что первое строительство на территории комплекса относится к XII-XIII вв., о чем свидетельствуют следы  строительств, а также посуда на северо-восточной  стороне мавзолея, некоторые из которых хранятся в музее в г.Хиве. Начатые в 1980-е годы реконструкционные работы были завершены в 1991 году.

 Сегодня кладбище Султан Баба представляет собой целый комплекс с довольно развитой инфраструктурой: мечеть, обслуживающий комплекс «святой пруд», торговые центры, пункты питания, гостиница и т.д. Судя по значительному количеству паломников, он является одним из самых почитаемых мест в низовьях Амударьи.

 

Источник: tourprom.ru

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

11 − 10 =